Сплав в Абхазии.

 

Прошло уже более десяти лет после окончания Грузино-Абхазской войны, тем не менее, статус Абхазии до конца неясен и что будет происходить дальше, сказать сложно. Однако на данный момент (2004 – 2005 гг.) обстановка здесь вполне стабильна, много отдыхающих из России. Граница между Россией и Абхазией скорее формальна и для перехода достаточно российского паспорта.

Основная потеря времени на границе связана с прохождением российского таможенного контроля. Пешком переход границы занимает менее часа, на автомобиле можно попасть в длинную очередь, так что при движении на своем транспорте лучше планировать переход границы ночью. Автомобиль должен быть оформлен на присутствующего в нем человека.

Доступна часть Абхазии от российской границы до реки Кодори. В среднем течении Кодори расположен пост ООН, который является границей Абхазии и территории, заселенной в основном сванами и принадлежащей Грузии. К сожалению, пользовавшиеся раньше большой популярностью среди водников Кодори и Чхалта сейчас (2005 г.) недоступны. Нижнее течение Кодори большого интереса для сплава не представляет.

Южнее и восточнее Сухуми чувствуется напряженность, встречается много автомобилей ООН, часто расположены воинские части. Абхазские военные, в отличие от своих российских коллег, не стремятся всеми силами ограничить передвижение туристов, охотно дают информацию о возможных опасностях, могут по собственной инициативе выделить сопровождение. При планировании путешествия в юго-восточную часть Абхазии необходимо получить информацию о наличии минных полей на маршруте.

Абхазские правоохранительные органы пока не могут контролировать всю территорию республики, поэтому есть некоторый риск повстречать вооруженную банду из Сванетии, Грузии или Чечни. Впрочем, на северо-западе от Сухуми этот риск не больше, чем на Северном Кавказе, особенно на майские праздники, когда перевалы еще закрыты из-за снега. Жители Абхазии вооружены и готовы дать отпор любой агрессии.

Люди в Абхазии к приезжим из России относятся  дружелюбно, на побережье - более равнодушно, в горах уже с интересом, особенно когда узнают о сплаве по горным рекам. Случаи мелкого воровства, как и везде, возможны, но не характерны, местные жители сами стараются их пресекать.

В отличие от Черноморского побережья Краснодарского края здесь вблизи от моря расположены  высокие горы, с устойчивым снеговым покровом, поэтому есть протяженный период, когда можно застать пригодную для сплава воду даже в самых малых реках. Причем, если малые реки Сочинского побережья к началу мая уже пересыхают, то в Абхазии в это самое популярное для сплава на Кавказе время можно гарантированно застать воду во всех реках.

В Абхазии находятся несколько крупнейших карстовых массивов. Отсюда обилие глубоких пещер, множество родников и источников. Для рек, прорезающих русло в мягких известковых породах, характерно наличие глухих каньонов, в том числе с нависающими стенами. В этих породах часто образуются такие живописные препятствия, как водопадные сливы из чаши в чашу (Жеопсе и Аапста).

Сплавной сезон в Абхазии начинается в марте и заканчивается в ноябре. Большая вода характерна для периодов с апреля по июнь, а также вероятна осенью из-за дождей. В июле – августе устойчиво малая вода и небольшие реки становятся непригодными для сплава, а большие реки - такие, как Гега, Бзыбь, Келасури - существенно упрощаются. При планировании путешествий осенью необходимо учитывать, что можно застать как большую, так и малую воду.

В основном, реки Абхазии - одни из наиболее сложных рек Кавказского региона и рекомендуются опытным спортивным группам.  Значительная часть рек проходима только для полиэтиленовых каяков, однако в период высокой воды есть много возможностей и для сплава на надувных судах.

На большинстве абхазских рек сплавные участки короткие, поэтому путешествовать имеет смысл с переездами с реки на реку.  Для небольших абхазских рек характерен сплав в режиме однодневного автонома. При таком стиле не надо везти в лодках бивуачное снаряжение, но аварийный выход зачастую сильно затруднен.

Далее в статье приведены более подробные описания рек. Реки перечислены в порядке удаленности от русско-абхазской границы. Примерное время сплава указано для групп каякеров, способных без просмотров сплавляться по таким рекам, как Зеленчук и Аксаут. Категории сложности даны субъективно, для приблизительного понятия об уровне реки. Многие из описанных рек являются маловодными и крутопадающими и в отечественных классификаторах не имеют аналогов. Для сравнения можно дать аналогичные оценки известных рек северного Кавказа:

 

2 к.с. – Пшеха, Теберда,

3 к.с. – Зеленчук (участок порогов), Аксаут,

4 к.с – Бол. Лаба, Соленые скалы,

5 к.с. – Гоначхир, Гранитный каньон на Белой в мае.

 

В заключение вводной части, можно отметить, что иногда названия рек грузины и абхазы произносят  по-разному, например, по-абхазски звук «и» в конце слова не произносится -  говорят «Кодор», «Келасур». В статье даны грузинские названия, поскольку именно они указаны на географических картах. При общении с местным населением лучше произносить абхазские названия. Кроме того, следует обратить внимание на то, что абхазы почти всегда произносят названия с ударением на последнем слоге – ХашупсЕ, ЖеопсЕ, ХипстА, АапстА,

 

Псоу.

По реке проходит граница между Абхазией и Россией. Для сплава нужно получить разрешение российских пограничников, что достаточно трудно, поэтому после окончания Грузино-Абхазской войны сплавы по ней не проводились. Река пройдена несколько раз до Грузино-Абхазской войны, в основном по малой воде. Информативный отчет Вячеслава Котикова в Москве есть в библиотеке МГТЦК на Таганке. Судя по описанию и фотографиям, сплав был сложным и по нынешним меркам, несмотря на то, что поход проходил в марте, а вода в это время скорее малая. В мае воды в реке на порядок больше, чем в марте, и тем, кто поедет сюда в это время, следует ожидать очень серьезного сплава.

 

 

Хашупсе

Впадает в море в поселке Гантиади. Образуется при слиянии двух речек, Жеопсе и Сандрипш. Помимо полиэтиленовых каяков здесь возможен сплав на небольших надувных судах.  Для того, чтобы начать сплав от слияния истоков, нужно спуститься к реке от дороги, ведущей на ГЭС в пос. Загани.

            Сплав возможен с апреля по начало июня. От слияния истоков до моря около 10 км. Время прохождения - около двух часов. Категория сложности (кс) – 2. Примерно в пятистах метрах ниже слияния истоков на Хашупсе - красивейший каньон. Местами расстояние между стенами уменьшается до трех метров. Водных препятствий, за исключением нескольких простых шивер в начале, в каньоне нет. Вскоре после каньона река вытекает из гор и до устья течет по равнине. Участок неоднократно пройден разными группами.

 

 Жеопсе.

            Правый исток Хашупсе. Сплав можно начинать от обозначенной на карте ГЭС в пос. Загани. Заброска по грунтовой дороге, которая идет по водоразделу Хашупсе и ручья Махадыр. Сплав возможен только на полиэтиленовых каяках в большую воду. От ГЭС до слияния с Сандрипшем около 4 км. Выше ГЭС  река течет в глухом каньоне, падение в нем очень большое. Каньон заканчивается порогом 5 кс, состоящим из двух водопадных сливов высотой 4 и 6 м с небольшой чашей между ними. Если заглянуть в каньон, можно увидеть еще несколько вроде бы проходимых водопадов. Возможно, имеет смысл детальная разведка каньона с применением альпинистского снаряжения (до сих пор она не проводилась).

            После каньона река постепенно выполаживается, больше километра продолжается спортивный крикинговый участок с уклоном до 100 м/км. Река очень маловодная, поэтому участок не слишком сложен для такого уклона, 3 к.с. Перед слиянием с Сандрипшем остаются шиверы и перекаты, возможны завалы. На сплав от каньона до слияния с Сандрипшем имеет смысл запланировать 3-4 часа, так как возможны завалы и свисающие ветви колючих растений. В случае аварии можно выбраться на дорогу, по которой осуществляется заброска. Для этого придется 2-3 часа карабкаться по крутым склонам, густо заросшими колючими растениями. Участок, включающий водопады у ГЭС, пройден в начале мая 2004, вода была высокая даже для этого времени года. 

 

 

Сандрипш.

            Левый исток Хашупсе. Заброска по дороге вдоль левого берега Хашупсе. От места, где на карте обозначена больница, возможен экскурсионный сплав для посещения каньона на Хашупсе. Там, где дорога спускается к реке, после объезда каньона - большая поляна, можно ставить лагерь. До слияния с Жеопсе на реке мелководные шиверы и перекаты. Сплав до моря занимает 2-3 часа, средний уклон около 20 м/км, что для небольшой речки очень немного (2 кс). В верховьях Сандрипша, так же как и на Жеопсе, есть каньоны, дорога подходит достаточно близко, но участки выше больницы пока не исследованы водниками. Участок от больницы до моря несколько раз проходился на майские праздники.

 

Бзыбь.

            Самая крупная река в Абхазии. Впадает в море между Гагрой и Пицундой. На реке есть много различных участков, разные варианты забросок, поэтому даже краткое описание выходит за рамки этой статьи. Основная часть реки описана в отчетах Крюкова. Там же есть прекрасный совет не сплавляться по реке в мае, в пик весеннего половодья. Во всяком случае, первые после долгого перерыва посещения этой замечательной реки лучше сделать по невысокой воде, в июле-августе, или осенью. В июне вода в Бзыби также близка к паводковому уровню. Группам, решившим посетить Бзыбь (кроме самого нижнего куска), следует готовиться к серьезному автономному сплаву 5-6 кс.

С дороги на оз. Рица доступна простая часть реки(2 к.с), в мае-июне здесь можно найти несколько родео-бочек немалых размеров и прочих тренировочных мест. Ниже впадения Геги начинается заповедник, на территории которого находится озеро Рица, реки Гега, Юпшара, Лашупсе, въезд платный.

 

  Прежде чем рассказать о следующих двух реках, следует отметить, что шоссе на озеро Рица идет вдоль Бзыби, Геги и Юпшары, очень близко к воде, до самого подъема на серпантин перед озером. Почти в любом месте возможен простой выход с воды на дорогу, что делает эти реки практически идеальным местом для сплава с автомобильным сопровождением. В настоящее время это, видимо, самое популярное место в Абхазии, на майские праздники здесь может оказаться одновременно до сотни любителей бурной воды. Поскольку место старта и финиша на сплавном участке можно выбирать произвольно, к тому же сплавляются по этим рекам при очень разном уровне воды, не имеет смысла указывать время прохождения.

 

Гега.

   Пик весеннего половодья здесь тоже в мае, в это время вода коричневая, затоплены островки, некоторые деревья стоят в воде. Выше впадения Юпшары на Геге грандиозный прорыв, на участке длиной около километра река теряет 250 метров высоты. По малой воде некоторые куски прорыва, возможно, будут проходимыми, некоторые закроются из-за сифонов. Несколько сливов из прорыва были пройдены по малой воде в марте 2004 года сильной группой московских каякеров.

   После впадения Юпшары следуют два мощных порога, во втором высокий слив с неочевидным заходом. Первый из них, непосредственно на стрелке, неоднократно проходился по высокой воде, к.с. – 5. Второй проходился только по средней и малой воде. В июле-августе, когда уровень воды падает по сравнению с майским в десятки раз, сложность участка может уменьшиться до 3-ей категории.

   После этих порогов до самой Бзыби - насыщенный сплавной участок. Популярное место старта – метров 700 ниже стрелки Геги и Юпшары, съезд с шоссе. Длина участка 5-6 км, к.с. в мае – 4, в августе - 2. В мае участок по характеру напоминает Соленые скалы на Большой Лабе, немного сложнее. В нижней части есть несколько порогов с выраженными уловами и со скальными обломками в русле, здесь в свое время проводились слаломные сборы.

   Шоссе уходит от Геги вдоль Юпшары, вверх по Геге идет грунтовая дорога. В районе прорыва дорога идет серпантином на значительном удалении от реки, затем вновь подходит к самому берегу. Выше прорыва на Геге - плес, еще выше, возле Гегского водопада (здесь ручей буквально выстреливает из скалы, известный экскурсионный объект) на реке - каньон c невысокими стенами, длиной около 500 м. В небольшую воду имеет смысл провести детальную разведку каньона с целью прохождения. Насколько известно, по участкам Геги выше прорыва никто не сплавлялся.

   Выше каньона опять плес, весной возможность  проезда по дороге вызывает большие сомнения из-за частых лавин и оползней. Может, удастся проехать на технике типа ГАЗ66. Участок от Черкесской поляны, судя по всему, будет интересен для сплава, его еще предстоит исследовать.

 

Юпшара.

   Вытекает из озера Рица, какое-то время просматривается вполне проходимый участок типа плес-порог, затем река теряет несколько сотен метров в грандиозном прорыве, по некоторым сведениям, даже частично уходит под землю. Сам прорыв смутно виден с одной из смотровых площадок, вдоль реки подойти сложно из-за зарослей рододендрона.

   После прорыва дорога все время идет вдоль реки, часто переходит с берега на берег. Средний уклон постепенно уменьшается, около впадения в Гегу составляет всего около 8 м/км. На реке чередуются участки разной сложности, локальные пороги не очень сильно выделяются на общем фоне. На майские праздники здесь паводок, расход в реке может изменяться очень быстро, при этом сильно увеличивается скорость течения, уменьшается количество уловов.

   В июле-августе река практически пересыхает, некоторое количество воды появляется непосредственно перед впадением в Гегу. При наличии воды на Юпшаре, в непосредственной близости от дороги можно выбрать участки для сплава от 2-ой, до 5 к.с. При уменьшении воды сложность падает, зато можно попробовать сплавляться на верхних участках, из-под самого прорыва.

 

Лашипсе.

Впадает в озеро Рица. Вдоль реки идет асфальтовая дорога. Перед впадением в озеро мощный прорыв, который с дороги практически не виден, выше чередуются крутопадающие участки со скальными берегами и разбои с большим количеством деревьев в русле. На майские праздники дорога вдоль Лашипсе может быть завалена лавинами, снеговые завалы возможны прямо возле озера. Пока информации о сплавах по этой реке практически нет, хотя некоторые участки выглядят достаточно перспективно.

 

Хипста.

             Впадает в море недалеко от пос. Гудаута. Заброситься можно по дороге через пос. Дурипш, далее по орографически левому берегу до брода. Выше брода река течет в широком русле, образуя много рукавов, ниже рукава сливаются, образуя довольно мощную, несмотря на небольшой расход, реку.          

Сплавной участок начинается выше брода, а заканчивается у первого моста. Далее река течет по равнине и не представляет особого интереса. Уклон реки в начале сплавного участка достигает ста м/км. Русло Хипсты меняет свое местоположение в течение года, что связано с сильными дождевыми паводками и характером грунта. Препятствия, в основном, представляют собой каменные горки (как после схода селя). Падение равномерное, чалки затруднительны.  В начале сплава дорога идет вдоль реки, затем уходит высоко вверх, что делает аварийный выход затруднительным. Сплав от брода до моста при быстром и безаварийном прохождении может занять около часа, но желательно иметь запас светлого времени на случай непредвиденных обстоятельств. Категория сложности – 3.

 

 

Аапста.

Соседняя с Хипстой река, также впадает в море недалеко от  Гудауты. Несмотря на схожие с Хипстой уклон и расход, совершенно не похожа на свою соседку. Река носит ярко выраженный характер слив - чаша, это - одна из немногих рек такого типа на Кавказе. Нельзя сказать, что Аапста намного сложнее Хипсты, однако сплав по ней занимает существенно больше времени, поскольку приходится часто вылезать на берег для просмотра сливов.

 Заброска по дороге через поселки Ачандара и Хабю. Мост дороги через Аапсту разрушен, брод проходим только для тяжелых грузовиков. Выше брода лесовозная дорога идет близко к воде.

Возможна заброска пешком километра четыре вверх по дороге до впадения р. Шумная. От Шумной 3 км интересного сплава 3-4 кс, отдельные сливы 4+. Участок заканчивается непроходимым прорывом, который легко обносится вдоль дороги. Прорыв детально не изучался, в начале и конце могут оказаться проходимые сливы. Сразу после прорыва порог 4 кс, за ним через 50 м плеса четырехметровый проходимый водопад (до сих пор не пройден). Между водопадом и бродом 1 км плеса. Участок пройден в мае 2003 г. Выше впадения Шумной река еще не исследована.

Сразу за бродом - еще один прорыв, за ним интересный сплавной участок до выхода на равнину. Для начала сплава можно спуститься с дороги ниже прорыва. Окончание сплава возможно в районе пос. Ачандара, здесь можно подъехать к реке на автомобиле. Перед самым выходом из гор - каньон, в нем препятствий нет. Аварийный выход с нижнего участка возможен через пос. Хабю, но займет, скорее всего, несколько часов, из-за отсутствия троп и обилия колючек и лиан. Нижний участок неоднократно пройден разными группами, категория сложности 3-4, планировать желательно полный световой день.

 

Гумиста.

Состоит из 2-х истоков, Восточной и Западной Гумисты, впадает в море севернее Сухуми. В верховьях - Сухумская ГЭС. Вдоль Западной Гумисты идет асфальтовая дорога, уклон небольшой, судя по карте не больше 20 м/км. Восточная Гумиста - более крутопадающая, дорога идет на значительном удалении от русла, уклон, судя по карте, доходит до 40-50 м/км.

Во время войны линия фронта довольно долго проходила по этим местам, поэтому обе реки минировались. Несмотря на то, что с годами вероятность наступить на мину уменьшается, пока лучше воздержаться от сплава по этим рекам.

 

Келасури.

Крупная река, впадает в море немного южнее Сухуми. Одна из сложнейших рек региона, на всех участках встречаются пороги высшей категории сложности, берега очень крутые, много скальных стенок. Пока ни одна из попыток сплава по Келасури не обходилась без серьезных аварийных ситуаций.

Заброситься на реку можно, свернув с военно-Сухумской дороги налево в районе Цебельды, далее по грунтовой дороге через покинутые деревни Аблухвара и Келасури до входа в долину реки. До самой реки проехать нельзя, дорога заброшена. Дорога идет вверх по течению  на значительной высоте, постепенно приближаясь к реке. Около устья речки Мал. Сханач дорога подходит близко к реке, это одно из возможных мест старта  Выше притока Мал.. Сханач река проходилась еще до грузино-абхазской войны, информации об этом походе мало.

Другой вариант – вскоре после выхода дороги в долину Келасури спуститься кратчайшим путем к реке (около 2-х км). В этом случае сплав начинается с не очень сложного участка (3 кс), который длится около 5 километров, затем средний уклон резко увеличивается до 80 м/км, река входит в ущелье.

Берега здесь сложены из гранита, в русле много камней. Между порогами есть небольшие участки быстротоков. Все пороги ущелья 5-6 к.с. Примерно через километр после начала ущелья - глухой каньон с мощным заходным порогом. Длина каньона составляет несколько сотен метров, выход - также мощный порог. Над каньоном на правом берегу - обозначенные на карте развалины. После каньона следует небольшой спокойный участок, далее селевой прорыв, где река разом теряет несколько десятков метров высоты. Прорыв заканчивается перед следующим каньоном, который сложен уже известковыми породами. Возможен спуск к реке между каньоном и прорывом. В каньоне сложных препятствий нет, появляются островки и галечные пляжи, вскоре река выходит на равнину. Аварийный выход от ключевого участка реки возможен, но займет, скорее всего, не один день.

 

Помимо перечисленных рек, доступны еще притоки нижнего течения Кодори, Амткел и Джампал. Они пока не исследованы из-за невозможности автомобильного проезда. Даже пешая заброска на эти реки может быть затруднительна из-за отсутствия набитых троп. На Амткеле расположено озеро, которое не уступает по красоте озеру Рица,  и его можно посетить по дороге на Келасури.  Можно еще упомянуть речку бол. Мачара, вдоль которой проходит Военно-Сухумский тракт перед выходом в долину Кодори. С дороги хорошо просматривается известковый каньон с небольшими водопадами, но в мае здесь совсем нет воды. Возможно, здесь получится устроить сплав в марте или после обильных дождей.