Сергей Штовба

Белая осенью 95-го.

Некоторые впечатления от судна и реки.

 

    Случилось так, что в силу целого ряда причин нашей немногочисленной группе удалось выкроить время для сплава лишь в самый разгар осени. Вопрос о выборе маршрута решился довольно просто - Северный Кавказ. По некоторым достойным соображениям - советы уважаемого Н.А.Дерикочмы, сроки, подъезды, возможный уровень воды и т.п. - выбор пал на реку Белую.
    Группа наша - в смысле опыта - молодая, в смысле амбиций и подаваемых надежд - растущая. Суда - два сплавных рафта модели "595", производства фирмы "Магрип". Маршрут - - река Белая от поселка Гузерипль до ... ? Вот конечная точка сплава оставалась величиной неопределенной практически до конца путешествия. Почти никто из группы не имел солидного опыта серъезной воды, не был осенью на Кавказе и не до конца представлял себе возможности рафта в этих условиях. Хотя, на рафты-то, как раз, и была основная надежда (трое из нас побывали в мае на Интерралии-95 и некоторое, довольно сумбурное, представление о белореченской воде и рафте на ней имели).
    Путь к началу маршрута прошел на удивление легко и непринужденно. Поездое время было заполнено рассказками "бывалых-побывалых" о "Кишах-Топорах" и изучением скупой рукосписанной со старых отчетов информации о каньонах Гранитном и Каменномостском. Тут надо сказать, что недель за несколько до отъезда, мы плотно засели за изучение всей доступной видеоинформации о реке и под завязку загрузилась видеопарадом "килей", поломанных рам и подранных балоннов. Может быть, даже перегрузилась.
    На станции Белореченская мы пересели в заказанный из Москвы "пазик" и 18 октября в полчетвертого утра группа выгрузилась на поляне ниже Гузерипля. Погодка выдалась отменная, светила полная луна, температура воздуха - явно выше нуля.
    Отдохнув несколько часов, команда рассыпалась по окрестностям. Часть отправилась восторгаться красотами природы, остальные рванули вниз к "Театральному". Уровень воды оказался значительно ниже, чем мы ожидали. Из-за кристально прозрачной воды казалось, что реку местами можно перейти вброд, не замочив колен. По струе неслись опавшие листья, лавируя между едва прикрытых водой камней.
    Сборка рафтов заняла совсем немного времени - накачал, пришнуровал днище, и все. Лагерь свернули еще быстрее - всем хотелось на воду. Идти решили по трое в лодке на прогонах и, при необходимости, подсаживая четвертого на сложных участках. Оказалось, что такая загрузка (три гребца и около 50 кг груза на экипаж), очень кстати в условиях малой воды. Рафты легко проходили везде, лишь бы позволяли габариты.
    До "Театрального" экипажи занимались подгонкой ножных фиксаторов и отработкой приемов управления. В такую малую воду "Театральный" представляет собой пару простых сливов. Все береговые каменные полки обнажены, струя хоть и есть, но интерес может представлять лишь для каякера. Поочередно прошли оба слива. Рафты ведут себя отлично, управляются легко, и трех гребцов вполне достаточно для работы на такой струе. С погодой нам крупно повезло, сияет солнце, довольно тепло, ни комаров, ни зрителей, ни друзей - туристов. На переходе до следующего препятствия, "Топорики", любуемся окружающими красотами.
    От "Топориков" осталась одна метровая ступенька с косым заходом и метров 70 зигзагообразной шиверки за ней. Первым проходил наш экипаж: Елена, Леха и я. Леха греб на правом борту один и имел возможность смещаться к носу и к корме. Елена на левой носовой скуле работала так, что, мне, на моей левой задней, оставалось лишь подруливать и заносить корму куда надо. На заходе мы слегка расслабились и скатились правой скулой вперед, после чего пришлось крутить рафт, уворачиваясь от камней. Впрочем, легкого навала на каменную отмель избежать не удалось. Второй экипаж, Серега, Рома и Виталик, с повторил почти все наши упражнения. Заходили они лучше и скатились прямо, но тормознулись под сливом и чиркнули задним транцем непонятно обо что. После чалки сразу за поворотом, Серега обнаружил на этом самом транце небольшой разрез оболочки. Ну, думаем - началось! Счет открыт, и, по такой воде, будем ремонтироваться теперь после каждого препятствия. Но, опасениям нашим не суждено было оправдаться. Порез этот оказался первым и последним повреждением за все время сплава. Решили, что для первого дня достаточно, место приятное - встали на ночлег. Световой режим в это время года такой: в семь утра полностью светло, в семь вечера полностью темно, поэтому, водные процедуры желательно заканчивать до шести.
    Утром погода не изменилась. На небе ни облачка, температура воздуха около пятнадцати. На земле золотой ковер из листвы, окружающие склоны покрыты лесом, окрашенным во все вообразимые цвета. Вода на солнце сияет - глаза режет, шумит, течет себе до безобразия прозрачная и столь же холодная. Курорт, да и только!
    Сплав до "Топоров" занял немного времени и ничем особенно не запомнился. Зато сам порог нас поразил. Ждали чего угодно, только не того, что увидели. Впечатление такое, что вода кончилась совсем. Вся река, шириной до этого метров 8-12, с шумом и брызгами ломилась сквозь каменную щель едва ли метровой ширины. Безобразие полнейшее ! Елена наша начала шипеть и плеваться. Затащили, мол, наобещали - напугали, а воды налить забыли ! Ну, не судьба, значит ! Зато обнажилась вся подноготная этого сильного в хорошую воду порога. Вообще-то, для нашей команды такой уровень воды оказался весьма полезным в плане изучения основных препятствий Белой. Проявились все подводные камни в сливах, на заходах и выходах. Стало возможным оценить степень безопасности прохождения порогов и возможные последствия аварийных ситуаций при сплаве в серъезную воду.
    Не разгружая лодки, мы обнесли порог по правому берегу (около 100 м). Решили обязательно заснять на видео это чудо природы - "Топоры" без воды, но камера наотрез отказалась работать из-за водяной пыли, витающей над порогом. Пришлось подлый механизм слегка разобрать и положить на солнышке проветриваться. Народ скакал по камням, пытался обнаружить подножный корм по берегам, загорал в гидрах на солнышке. Некоторые пытались изучать динамику слива, швыряя туда всякие щепки и палки. Словом, каждый оттягивался в меру своих наклонностей.
    Этими серъезными делами мы занимались часа полтора. Наконец, камера заработала, и, отсняв порог, группа через 15 минут подошла к "Кишам" и зачалилась слева на галечной отмели.
    "Киши-1" впечатлял! На первый взгляд, проход казался очень проблематичным. Из-за маловодности образовались два четко выраженных слива с общим заходом, разделенных камнем, размером с полрафта.
    Правый - мощный прямой слив около двух метров высотой. В нижней точке поток сталкивается почти перпендикулярно с трековой струей левого слива и образует небольшую косую бочку. Далее струя летит в направлении притока Киша, накрывая по пути своим левым крылом приличный камень. Тут проблем могло возникнуть достаточно. В самом сливе явно светились камни, далее необходимо было или резко повернуть в бочке направо, или суметь перескочить через нее и достаточно строго попасть между двумя солидными камнями в струю второго слива. Другой слив выглядел более пологим. Тут требовалось сразу после заходных зубчиков повернуть налево, вплотную прижаться правым бортом к разделяющему поток камню, обогнуть его, не отрываясь, причем с приличным креном на правый борт, поскольку чистой воды здесь чуть более 1,5 метров ширины. Дальше возникало два варианта. Обогнуть камень и зацепив бочку, пройти под первым сливом к притоку, рискуя распороть левый борт на выходе, или попытаться успеть уйти левее, как проходили спортсмены этой весной. Но, при нашей воде возник дополнительный камушек, который однозначно "ловился", стоило чуть оторваться от огибаемого бульника. Ну, и на выходе таже проблема, только справа.
    Алексей заявил, что для рафта - это не препятствие, и идется все без проблем. Остальным тут же вспомнился виноградовский плот, красиво полегший в мае в прямом сливе. Почесав в затылках, команда отправилась смотреть "Киши-2".
    Порог смотрелся несколько проще, хотя и высотой казался повыше, и струей помощнее. Вода сыпалась почти вертикально с высоты метра два с половиной (субьективно) и колотила парой метров ниже в скалу правого берега. Подумалось, что транец рафта, если не в прочности, то уж в жесткости - точно, этой самой скале несколько уступит. Но, левее-то заходить было некуда в силу отсутствия воды. Основной задачей оставалось не врубиться на полном ходу в этот камень и при киле через нос умудриться лечь как можно левее. На все просмотры и обсуждения ушло часа полтора. Проходить порог решили на следующий день.
    С утра пораньше, при очередном осмотре первых "Кишей", случилась беседа со сторожем-пасечником. Узнав кто мы, откуда и зачем, он убедительно объяснил нам, что по такой воде нечего и соваться в "Киши" - "поубиваетесь", и лучше дождаться весны.
    Весны, к сожалению, ждать было некогда, и мы начали с того, что закинули рюкзаки вниз на правый берег к мосту. Потом спустили второй рафт на позицию ниже вторых "Кишей" для страховки. Тут Елена заявила, что в пороги она ни за какие коврижки не полезет. Пришлось всем экипажем пройти самосплавом под левым берегом обе ступени. После купания в холодной воде напряжение несколько спало. Подумав еще, решили проходить треком и левым выходом, то-есть, основным весенним вариантом. Шли по трое. Наш экипаж зашел очень точно, точно прижался к камню и лишь на выходе проутюжил что-то каменное правым бортом. Тут же зачалились налево. Прошли настолько быстро и легко, что не успели толком понять, кто что делал и как. По фильму, вообще, кажется, что судно само идет куда надо, а некоторые безуспешно пытаются ему помешать. Перебазировали камеру и страхующих под вторую ступень. Зашли удачно, но скорости не хватило - застряли под сливом поперек потока. Мощи воды не хватало, чтобы опрокинуть рафт, и мы благополучно ушли вниз.
    Второй экипаж ошибся еще на заходе в первые "Киши". Рафт оказался на полкорпуса правее, чем нужно, и ребятам пришлось работать вовсю, чтобы вернуться к намеченной траектории. Судно прижало правым бортом к разделительному камню. Скребя бортом, рафт все-таки обогнул злополучный камень и мигом проскочил дальше направо под сливом. Скорость набралась приличная, и выходные камни, оказавшиеся под днищем, реального препятствия уже не представляли. Слегка придя в себя, все отправились на вторую ступень. Учтя ошибки, ребята зашли точно, достаточно разогнались, но перестарались, уходя от берегового камня и из под слива им пришлось выходить кормой.
    Загрузили рюкзаки и отправились дальше, делясь впечатлениями и восторгаясь открывающимися видами. Часа в четыре впереди показался мост. Сразу чалимся направо и находим приличное место для ночевки. До темноты Алексей успел пробежать часть каньона и высказал довольно нахальное (учитывая репутацию Гранитного ) мнение , что можно идти с наплыва. Остальные ему слегка не поверили.
    Утром, едва рассвело, большая часть группы отправилась на разведку. Практически весь каньон удалось просмотреть с уровня дороги. Спуститься к воде без скального снаряжения можно было только в первой половине и в районе "Пригорка". Поскольку раньше никто из нас эти пороги "живьем" не видел, местоположение "Пригорка" определили по наличию мемориальных табличек на скалах, а "Горку" и вовсе не нашли. Откровенных непроходов, кроме пятидесятиметрового участка в районе "Пригорка", не обнаружили и решили идти тандемом со взаимной страховкой и с вещами.
    Быстро собравшись, мы начали сплав. Пройдя мост, наш экипаж пропустил второй рафт вперед, и я начал снимать на ходу всю эту достойную картину. В первой части Гранитного нашему экипажу удавалось вести рафт силами Елены и Алексея. Я пытался снимать, а второй рафт шел впереди. В таком порядке команда подошла к ранее намеченному месту чалки.
    Намеченнае место мы чуть не проскочили, зачалившись уже в запасном уловешнике. Ниже река уходила в четырехметровую щель между двух огромных камней. Это был первый серьезный порог в каньоне. Уже в Москве, при просмотре видеоматериалов, выяснилось, что этот слив и есть общеизвестное место под названием "Горка". Смертельно засасывающая бочка образуется здесь, когда вода, закрывая оба камня, сбрасывается с них в огромный котел. Но это в высокую воду. А сейчас - оба экипажа без особых проблем и страховки прошли прямой мощный слив. Зачалились перед негабаритной щелью (не более метра шириной) - "Пригорком". Обнос сто метров по красивым, изъеденным водой камням береговой полки. Полка кончалась отвесным десятиметровым отрогом береговой скалы, перед ней следовало спустить рафты на воду.
    Возникла проблема загрузки судов и старта. Стартовать здесь приходится с мощной струи, времени удобно расположиться в рафте нет, а через десять метров косой слив с камнем - скалой посередке, в сливе крутой, почти под прямым углом, левый поворот с боем в отвесную стенку и поворот вправо в слив между камней. Дальше метров двадцать быстротока с валами и прижимами до поворота, за которым начало шиверы. Для первого стартующего экипажа единственная надежда на самоспасение при аварии - эти самые двадцать метров. Видимо, присутствие Елены заставило мужиков второго экипажа вызваться стартовать первыми, мы с Алексеем, поколебавшись некоторое время, уступили. Они уселись в рафт, мы отпустили леер, и развернувшись, судно ушло за поворот в порог. Смотреть на это было больно, ребята ухитрились совершить все возможные ошибки, промахнулись с заходом, навалились лагом на камень в сливе, припечатались к стене и последний слив проходили кормой. Спасибо судну - вывезло.
    С нами же произошел комичный случай. Закрепив на берегу кусок веревки, которую я должен был отрезать после посадки в рафт, мы спустили судно на воду. Рафт заплясал на струе. Мы осторожно стали усаживаться по местам. Я, как и условились обрезал чалку и схватил весло, а рафт замер возле берега, как приклееный. Под водой оказалась полочка, на которую плотно лег правый борт рафта, под тяжестью, расположившегося не нем, Алексея. Мы рассмеялись, и оттолкнувшись от берега, так с улыбками и прошли порог.
    Догнав ждущих нас ребят, мы опять пошли первыми. Идти приходилось с наплыва. Каньон просматривался вперед на 20-30 метров, иногда для этого либо я либо Алексей поднимались метров на пять по берегу. Шли тандемом, подстраховывая друг друга. На сплав мы затратили около часа. Серьезных препятствий не было - был напряженный слалом среди камней с постоянными энергичными уходами от стен. Можно представить, что творится в каньоне при хорошей воде. Интересно, что водопад ниже смотровой площадки выглядит осенью менее живописным - ему явно не хватает воды.
    День получился тяжелым и мы сразу встали лагерам справа на выходе из Гранитного. После ужина очень долго сидели вдвоем с Алексеем у костра - делились впечатлениями от сплава.
    Утро следующего дня началось небольшим дождиком, но после завтрака выглянуло солнце, и мы отправились дальше. Река на прогоне до следующего каньона сюрпризов не преподносила и вся команда расслаблялась на ходу, лениво мокая весла и любуясь окружающими видами. Через четыре часа такого "коммерческого" сплава мы зачалились на правом берегу перед началом Хаджохского каньона.
    Место пригодное для лагеря нашли прямо под дорогой на небольшой террасе в десяти метрах над водой. До первого порога "Девичьи слезы" около сотни метров. Порог достаточно интересный. Почти трехметровый, практически вертикальный, слив по центру реки требовал при нашем уровне воды точнейшего захода и ,как казалось, интенсивной работы на выходе из под него. Причем левый борт судна в сливе однозначно оказывался без опоры на воду. Зато дольше метров пятьсот относительно спокойной воды. Отложив принятие решения о прохождении порога на завтра, мы с Алексеем отправились по дороге осмотреть каньон. До наступления темноты удалось пробежать, не спускаясь, правда, к воде, практически до Хаджоха. С дороги определили несколько сомнительных мест, просмотр которых отложили на утро. В лагерь вернулись в кромешной темноте, выйдя исключительно на огонь костра. Неожиданно вечер после дневной расслабухи получился напряженным.
    Во время ужина завязался жаркий спор о стратегии и тактике дальнейшего сплава. Команда разделилась на две с половиной враждующих группировки и взялась за "оружие". Спустив пар в жаркой битве (словесной), быстро обнаружили "глубинные расхождения в интерпретации основных положений стратегии спортивного сплава". А вот с тактикой было сложнее и, за недостатком информации о каньоне, пожав друг другу руки, мы отправились по палаткам. Утром потратили четыре часа на детальную разведку реки. Двое (Серега и Рома) шли низом вдоль реки, двое (опять мы с Алексеем) рванули по дороге вниз к концу каньона. Выход представляет собой двухсотметровый порог "Шумок" с кучей сливов, камней, поворотов и прижимов. Все это зажато вертикальными, местами отрицательными, стенками. Алексей спустился к началу порога, где-то сразу за железными сетями, которые висят со времен молевого сплава в узкой глубокой щели реки и почти касаются воды. В большую воду, эти сплетенные из могучих тросов сети становятся непроходимым препятствием и делят каньон на два участка: до сетей и ниже.
    Было очевидно, что для успешного преодаления порога "Шумок" нам потребуется вдвое больше людей и еще, как минимум, пара дней, поэтому мы решили отказаться от прохождения и искать площадку для последнего лагеря, двигаясь в обратном направлении.
    Хотя завершить сплав можно было и непосредственно перед "Шумком", разобрав рафты на береговой полке правого берега ниже сетей, мы не обнаружив наверху удобного места для лагеря, пошли обратно.
    Весь правый берег Белой метров на пятьсот выше сетей обезображен сыпухой, поэтому мы в своих поисках все дальше и дальше удалялись от Хаджоха. Наконец, сразу за впадением ручья, нам удалось найти уютную полянку в сосновом леске выше дороги. Да и вдоль русла ручья здесь было удобно подняться от реки.
    Хаджохский каньон показался нам проще Гранитного, за исключением входного и выходного порогов. Препятствий в нем может и не меньше чем в Гранитном, но все они разделены между собой участками споконой воды.
    К 11 часам все собрались в лагере. Порог "Девичьи слезы" уже не казался столь безнадежным как вчера, и первым пошел второй экипаж. Для ребят это явилось серьезным психологическим испытанием. До этого практически все серьезные препятствия они проходили после нас и имели возможность видеть как ведет себя судно в потоке. Экипаж долго и основательно подготавливал судно. Они мрачно шутили и по три раза проверили каждый фиксатор на рафте, подкачивали и стравливали воздух в баллонах, добиваясь "оптимального" давления. Наконец, обменявшись обьятиями и собравшись с духом решительно пошли в порог. Рафт на удивление точно оказался над сливом и практически пролетев левым бортом по воздуху ухнул в яму. Затем с лихим правым креном, ни на мгновение не задержавшись, судно вылетело из бочки и чуть ниже пристало к берегу. Наш экипаж повторил все этапы подготовки и прошел с тем же результатом, разве что не так лихо. Для наших судов препятствия подобного типа, как правило, не сложны - отсутствие жестких элементов рамы и наличие объемного днища позволяют выполнять некоторые приемы и маневры, невозможные для других классов судов.
    В следующем пороге второй экипаж, видимо расслабившись после "Девичьих слез", надолго застрял на стволе дерева, почти полностью прегородившем реку. Мы, достаточно легко обойдя препятствие и расположившись в тени камня, цинично снимали их на видео.
    Дальнейший сплав проходил достаточно спокойно. Хаджохский каньон осенью очень живописен, он в отличии от Гранитного окружен не скалами, а золотыми залесенными берегами. Причудливо изрезанные потоком береговые полки и вода, которая, то шумно прорывается сквозь камни, то замедляет свой бег, кружа в уловах опавшую листву. Прохождение препятствий для обоих экипажей не составляло никакого труда. Шли быстро, останавливаясь только для организации видео и фотосъемки. За полтора часа прошли две трети каньона к намеченному месту завершения сплава. Подняли суда и снаряжения в лагерь. Было немного грустно расставаться с рекой и оставалось чувство некоторой незавершенности маршрута - не хватало победной точки - прохождения порога "Шумок".
    Теперь немного об впечатлениях. Река осенью оказалась нам по силам и к концу маршрута появилось чувство, что команда способна на большее. Выбор судов оправдал себя полностью. Рафт - судно послушное, легко управляется и многое прощает. Но, естественно, к лодке над привыкать и учиться на ней грамотно работать, чтобы использовать все особенности конструкции.